Музей (от греч. museion – дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.

Краеведческий музей на базе Ильковской  средней общеобразовательной школы был основан в 1991 году. Основан и содержится он на общественных началах. Собранный в музее материал - результат большой многолетней поисковой работы учителей и обучающихся.

Задумка создать школьный музей зрела давно. Ещё в 1980 году по инициативе зав. РОНО Трусова Б.Г. во всех школах Беловского района   были открыты музеи или уголки старины. В Ильковской СОШ приступили к созданию и оформлению краеведческого музея. Руководителем был Бабичев И.В., учитель истории.

Человек, знающий историю села, хороший организатор и оформитель.  Приступили к оформлению экспозиций о селе и  колхозе.  Но учеников было много, около 500, поэтому даже в 2 смены детей трудно было разместить. Музей сократили и сделали уголком в кабинете истории, отделив искусственной стеной.

 Шли годы. В Вишнево и Мокрушино открылись средние школы, освободились классные комнаты. В здании № 4 угловой класс превратился в музей. В основном экспонатами были старинные вещи и монеты. В 1990 году вновь обратились к возрождению музея теперь уже под руководством организатора школы Песцовой В.Ф.  По словам Валентины  Фёдоровны,  собиранием экспонатов в музей занимались обучающиеся нашей школы под руководством своих классных руководителей. Классы разбивались на инициативные группы или «пятёрки», которые и занимались поисковой деятельностью. На линейках подводили итоги  и называли активистов создания музея.  Большое количество музейных материалов было предоставлено местными жителями и на безвозмездной основе, и во временное пользование.

В музей было собрано более  двухсот  экспонатов, которые отражают: историю села, школы, быт и обычаи крестьян, нумизматику и бонистику, минералогию. Именно с 1990 года по 2000 год шло активное формирование музея: пополнялись собираемые коллекции, в мастерских школы собиралось необходимое оборудование, в основном витрины. Однако основная часть коллекции формировалась за счет пожертвований.

 Музей становится многопрофильным. Оформляли  всей школой.

 Учитель Степанова Г.В. – биолог, оформила экспозицию « Природа родного края», карты и таблицы роста сельского хозяйства колхоза « 17 Партсъезд».

 Бабичев И.В. (историк), Агибайлова В.Ф.(учитель русского языка и литературы) – оформили    экспозиции под общим названием «Поклонимся мёртвым и живым».  

  В 1991 году  музей принял первых посетителей – участников районного семинара организаторов школ. Экскурсовод – ученица Золотарёва Елена, ныне глава администрации Ильковского  сельсовета.                                                        

  Оставлен памятный отзыв  участников:  
«Мы, участники семинара –                                           
организаторов внеклассной работы школ Беловского района выражаем
благодарность педагогическому и учительскому коллективам Ильковской средней школы за  огромную кропотливую работу по созданию музея, за сохранение традиций и бережное отношение к истокам старины.
                                                                                                                                                                                  26 февраля 1991 года».

  Так был дан старт работы школьного историко – краеведческого музея.

  В 2001 году материал музея перенесён в новое здание, продолжая встречать детей и взрослых.

 Дети пишут доклады, рефераты, исследовательские работы, приносят в школу различные предметы быта и старины. В школе работает краеведческий кружок «Истоки», который занимается пополнением музейного материала.

Основными задачами музея в настоящее время являются:

• изучение отечественной истории, в том числе истории своего села, района;

• воспитание уважения к старшему поколению, патриотизм;

• развитие у обучающихся чувства ответственности, сопричастности к жизни своего села через сбор, систематизацию, оформление и сохранение информации;

• участие в поисково-исследовательской, экскурсионной деятельности.