Тема: «Моя Россия»
Цель: формирование у обучающихся понимания сущности и значения Конституции, государственных символов Российской Федерации.
Задачи:
Закрепить знания о государственных символах.
Расширить представления у воспитанников об истории Конституции
Развивать чувство патриотизма.
Развивать творческие способности воспитанников.
Воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции, символики для нашего государства.
Воспитывать и развивать интерес к истории России.
Оборудование: слайды, составленные в программе Power-Point; проектор, компьютер, экран, микрофоны, музыкальная аппаратура.
Ход мероприятия:
Слайд 1.
Ведущий 1: Добрый день всем! В понедельник наша страна отмечала День Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства исполнилось 23 года.
У нашего народа много праздников и памятных дат. Одной такой датой является 12 декабря 1993 года, когда была принята Конституция нашей страны. Это уже пятая Конституция в истории нашего государства. А отличается она от всех предыдущих тем, что была принята всенародным голосованием.
Выходят чтецы под фоновую музыку.
Чтец 1: С чего начинается Родина?
С символики нашей страны?
С трехцветного флага и гимна,
Который все знать мы должны?
Чтец 2: А может она начинается
С приоритета свобод?
С идей Конституции нашей,
Которую чтит весь народ?
Чтец 3: Права, свободы человека -
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Чтец 4: Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!
Просмотр видеоролика
Ведущий 2: Сегодняшнюю встречу, мы предлагаем провести в форме конкурсно-игровой программы «Моя Россия». Участвуют в игре 2 команды обучающихся 1-4 классов. Нашим участникам предстоит продемонстрировать свои знания, умения, внимательность и сплоченность. Оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри.
Итак, мы представляем команды:
Первая команда «Я – гражданин России».
Вторая команда «Знаток Конституции».
Ведущий 1: Итак, конкурсно - игровая программа открыта.
1-ый Конкурс «Приветствие команд», который оценивается нашим жюри по 5-тибальной системе.
Вашим домашним заданием было придумать название и девиз своей команды.
Команды по очереди встают вряд, дружно кричат название команды, девиз.
Девизы:
1-я команда «Я – гражданин России»
Если ты живешь в России –
Ведь она у нас одна –
Нужно знать ее устройство,
Знать свободы и права
2-я команда «Знаток Конституции»
Мы – будущие граждане нашей страны,
Мы строить и развивать государство должны.
2-ой Конкурс - разминка «Мозговой штурм»
Ведущий 2: Наш следующий конкурс-разминка «Мозговой штурм». Каждой команде по очереди будут заданы вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, то можете обратиться к зрителям (в одном конкурсе – 1 раз). При неправильном ответе, право хода переходит к команде соперников. Если обе команды не отвечают на вопрос, то в этом случает, отвечают зрители и помогают той команде, за которую болеют. Если зрители подсказывают, то вопрос снимается.
1. Название нашего государства?
Ответ: Россия
2. Столица России?
Ответ: Москва
3. Глава Российской Федерации?
Ответ: президент
4. Назовите ФИО действующего Президента.
Ответ: Владимир Владимирович Путин
5. Что такое Конституция?
Ответ: Основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику
6. Когда была принята действующая Конституция?
Ответ: 12 декабря 1993 года
7. Символы государства, закреплённые Конституцией?
Ответ: гимн, флаг, герб
8. Какую форму имеет наш флаг?
Ответ: Прямоугольную
9. Назовите последовательно цвета флага.
Ответ: белый, синий, красный
10. Назовите автора стихов гимна РФ?
Ответ: С.В. Михалков
11. Кто несёт ответственность за образование ребёнка?
Ответ: Родители, законные представители.
12. Деревянная игрушка – символ России?
Ответ: матрешка
13. Назовите государственный язык нашей страны.
Ответ: русский язык
14. Назовите денежную единицу России.
Ответ: рубль
15. Какое место в мире Россия занимает по площади?
Ответ: Первое
16. Назовите растение – символ России.
Ответ: Береза
17. Как называется торжественная песня или мелодия?
Ответ: гимн
18. Какой государственный символ изображён на монетах?
Ответ: герб
Ведущий 1: Слово предоставляется нашему жюри для подведения итогов двух конкурсов.
Слово жюри
3-й Конкурс: «Сказка - ложь, да в ней намек…»
Ведущий 1: В демократическом государстве все граждане имеют права и обязанности. Человек обязан осуществлять свои права в цивилизованной форме, не нанося ущерба обществу и государству, правам и свободам других граждан. Следующий наш конкурс называется «Сказка - ложь, да в ней намек…». Перед командами будет на слайдах появляться изображение с разными сказками. Командам необходимо вспомнить, какие права были нарушены в данной сказке. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
1. Сказка «Волк и семеро козлят». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы? (слайд)
Ответ: неприкосновенность жилища
2. Сказка «Снежная королева». Какое право нарушила снежная королева, когда удерживала Кая? (слайд)
Ответ: на свободу
3. Сказка «Золушка». Какое право нарушила мачеха, не пуская Золушку на бал? (слайд)
Ответ: право на отдых
4. Сказка «Золотой ключик». Какое право нарушил полицейские силой ворвавшись в коморку папы Карло? (слайд)
Ответ: право на неприкосновенность частной собственности
5. Сказка «12 месяцев». Какое право нарушила мачеха, выгнав Настеньку в лес? (слайд)
Ответ: право на жилище
6. Какое право Маугли в одноименной сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? (слайд)
Ответ: право на жизнь
7. Сказка «Лиса и Заяц». Какое право нарушила лиса, забрав дом зайца? (слайд)
Ответ: право на неприкосновенность жилища
8. Сказка «Дюймовочка». Какие права были нарушены главной героини, когда ее удерживали против воли и заставляли выйти замуж? (слайд)
Ответ: право на свободу и право на вступление в брак
9. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? (слайд)
Ответ: правом на образование
10. Сказка «Лягушка-путешественница». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? (слайд)
Ответ: право на свободу передвижения
11. «Сказка о попе и его работнике Балде». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (слайд)
Ответ: право на труд
12. Сказка «Гуси-лебеди». Какое право нарушила баба-яга, похитив чужого ребенка, используя летательные аппараты? (слайд)
Ответ: право на свободу
4- й Конкурс: «Анаграммы»
Ведущий 2: Мы приступаем к следующему конкурсу. Каждой команде выдаются конверты с карточками, на них написаны анаграммы. Ваша задача за пять минут отгадать, как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм. За каждую правильную анаграмму команда получает 1 балл. Отгаданные карточки команды отдают жюри. На это задание вам отводится 3 минуты.
Карточка №1
Ребенок - КОРЁНБЕ
Семья – МЯСЬЕ
Страна – АРАНСТ
Документ – КУНТЕМОД
Закон – КОНЗА
Жизнь –ЗИНЬЖИ
Родители – ДИЛИЕТОР
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Радость – ДОРАСТЬ
Карточка №2
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Школа – Л О К А Ш
Отдых – Д Ы Х О Т
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Школьник – КОЛЬШИКН
Забота – БОЗАТА
Поступок – СТУКОПОП
Ведущий 1: Пока жюри подводят итоги 3-4 конкурсов «Сказка – ложь, да в ней намек…» и «Анаграммы», мы предлагаем командам поиграть в игру «Да! Нет!». Я буду задавать вопрос, а вы должны все вместе дружно отвечать «Да!» или «Нет!»
Игра с командами «Да! Нет!»
1. Россия – наша страна?
Дети отвечают: Да!
2. Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
Дети отвечают: Да!
3. Можно ли человека обращать в рабство?
Дети отвечают: Нет!
4. Защищен ли человек законом?
Дети отвечают: Да!
5. Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
Дети отвечают: Да!
6. Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
Дети отвечают: Нет!
7. Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
Дети отвечают: Да!
8. Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
Дети отвечают: Да!
9. Может ли человек владеть имуществом?
Дети отвечают: Да!
10. Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
Дети отвечают: Да!
11. Можно ли запретить свободный выбор труда?
Дети отвечают: Нет!
12. Защищен ли закон материнство и младенчество?
Дети отвечают: Да!
Ведущий 2: Слово предоставляется справедливому жюри, для подведения итогов конкурсов «Сказка – ложь, да в ней намек…» и «Анаграммы».
Слово жюри
5- й Конкурс: «Главные слова»
Ведущий 1: Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (ответ: конституция, флаг, герб, гимн, президент, орел, столица). Из оставшихся букв составьте слово (Ответ: Россия)
О Н С Т И Т Я
К С Ф Л А У Ц
Г Е Р Б Г Я И
Р П Г С Е Л С
Е Р И О Р И Т
З О М Н А Ц О
И Д Е Н Т И Л
6-й Конкурс: «Дополни пословицы»
Ведущий 2: Отношение человека к Родине выражено в пословицах. Их нужно дополнить. Посмотрите внимательно на слайды с пословицами и дополните их.
Всякому мила…(своя сторона)
Родина-мать, ...(умей за неё постоять)
Для Родины своей…(жизни не жалей)
На чужой стороне и …(весна не красна)
Жить - …(Родине служить)
Нет ничего краше, чем…(Родина наша)
Кто за Родину горой, тот…(истинный герой)
7-й Конкурс «Собери герб России»
Ведущий 1: За 2-3 минуты участники команд должны собрать герб из разрезанных фигур. Какая команда быстрее справиться с заданием, та и выиграла.
Слово предоставляется справедливому жюри, для подведения итогов конкурсов «Главные слова», «Дополни пословицы» и «Собери герб России».
8-й Конкурс «Государственные праздники»
Ведущий 2: В каждом государстве существуют государственные праздники. А какие государственные праздники знаете вы? (Ответы детей)
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая и проверит ваши знания. Я называю праздник – вы называете его дату.
Новый год 1 января
Праздник Весны и Труда 1 мая
День защитника Отечества 23 февраля
Рождество Христово 7 января
День Победы 9 мая
День народного единства 4 ноября
День России 12 июня
Международный женский день 8 марта
День Конституции 12 декабря
День Героев Отечества 9 декабря
Ведущий 1: Ну, что ж, на этом наша игра подошла к концу. Мы с вами закрепили знания о государственных символах, вспомнили историю Конституции РФ. Мы надеемся, что вы вырастите достойными гражданами своей страны, с чувством уважения, гордости, патриотизма и значимости нашего государства.
Ведущий 2: Пока жюри подводит итоги игры, командам будет предложено итоговое творческое задание – нарисовать рисунок на правовую тему. Это задание не оценивается.
А вам, уважаемые зрители, мы предлагаем послушать песню «Офицеры» (3 мин).
Песня «Офицеры»
Слово для подведения итогов конкурсов предоставляется жюри.
Ведущий 1:
С Днем Конституции всех поздравляю,
Счастья, здоровья, любви Вам желаю!
Родину нашу всем сердцем любить,
И по законам в ней счастливо жить!